Перейти к содержанию

Общая информация

АИС "Расчёт" – автоматизированная информационная система единого расчётного и информационного пространства (АИС ЕРИП) создана Национальным банком Республики Беларусь в целях упрощения организации приема платежей от физических и юридических лиц.

Оплата услуг может производиться с использованием наличных денежных средств, электронных денег и банковских пластиковых карточек в 13 000 пунктах банковского обслуживания 24 банков, а также посредством системы Интернет и СМС-банка.

bePaid обеспечивает удобное взаимодействие с ЕРИП в режиме реального времени, что означает для вас мгновенное выставление счетов в ЕРИП и мгновенное уведомление об осуществлённой оплате.

Для торговцев, имеющих собственный сайт и хранящих в своей системе все данные, необходимые для совершения платежа и выставления счетов в ЕРИП, bePaid предлагает вариант интеграции ЕРИП External.


Виды платёжных требований в ЕРИП

Вы можете создать несколько различных видов платёжных требований в ЕРИП в личном кабинете bePaid или с помощью bePaid API:

  • Однократное платёжное требование - платёжное требование, созданное для оплаты конкретного номера заказа/ лицевого счёта. После создания получает статус pending и доступно для оплаты. В случае успешной оплаты больше не доступно, bePaid будет возвращать ошибку в ЕРИП, что данное требование не найдено.

  • Постоянное платёжное требование - платёжное требование, созданное для возможности проводить несколько оплат по номеру заказа/ лицевому счёту без необходимости создавать однократное платёжное требование после каждой успешной оплаты. Создание данного вида требования доступно только через API. Смотрите параметр запроса permanent.

  • Авансовые платежи - это возможность приема оплат от клиента без создания платёжных поручений. Система bePaid создает платежные операции автоматически на основании уведомления об оплате от АИС "Расчёт" о попытке оплаты.

Info

Данный тип платежного требования не контролирует корректность введенного номера заказа, лицевого счёта или договора, а также наличие задолженности по введенному клиентом лицевому счёту. Клиент может редактировать сумму платежа, поэтому при использовании этого типа платёжного требования вы должны сделать инструкцию по оплате максимально информативной.

Info

Для активации авансовых платежей, обратитесь к вашему аккаунт-менеджеру.


Статусы ЕРИП оплат

После проведения клиентом оплаты, платёжное требование может получить следующие статусы:

Статус Описание
successful Оплата успешно проведена, средства будут зачислены на ваш расчётный счёт на следующий рабочий день.
failed Банк, принявший запрос на оплату, не смог успешно завершить операцию и отменил оплату. Платёжное требование будет снова доступно к оплате в ЕРИП.
expired Платёжное требование либо устарело, либо было создано новое требование с тем же номером заказа, лицевого счёта или договора. Платёжное требование в данном статусе не доступно к оплате в ЕРИП. Последний день, в течении которого требование еще может быть оплачено, устанавливается в момент создания платежного требования либо из личного кабинета, либо указанием параметра expired_at в API запросе.
deleted Платёжное требование было удалено и не доступно к оплате в ЕРИП

Уведомления о прошедших платежах

Сразу после получения уведомления об осуществленном платеже через ЕРИП bePaid создает или переводит существующее требование в статус successful или failed.

Если вы задали в личном кабинете для уведомлений о прошедших операциях адрес электронной почты или адрес вашей IT-системы, то bePaid вышлет вам письмо по электронной почте с данными платежа, а также пришлет уведомление об оплате.


Создать счёт в ЕРИП из личного кабинета

Чтобы создать одиночное платежное поручение, выполните следующие действия:

  1. Войдите в https://merchant.bepaid.by.
  2. Перейдите на страницу вкладки ЕРИП.
  3. Заполните форму продукта согласно описанию в таблице ниже. Для добавления полей с данными клиента нажмите + Добавить данные клиента(необязательные поля).
  4. Нажмите Создать.

Система создаст платежное требование, направит его в ЕРИП и отошлет уведомление клиенту, если такая опция была выбрана.

erip form

Параметр Описание Примечание
Тип * обязательный
Тип платежного требования.

Возможные значения:
Одиночный — создание одиночного платежного требования;
Файл — создание одиночных требований путем загрузки данных.
Сумма в BYN * обязательный
Стоимость продукта или услуги к оплате клиентом. Указывается с разделителем ..
Чтобы клиент сам мог ввести сумму к оплате, укажите 0.
Описание * обязательный
Описание продукта и услуги.
Номер счёта для оплаты в ЕРИП * обязательный
Номер счёта ли заказа для оплаты в ЕРИП.
Действителен до Срок действия платежного требования. После указанной даты клиент не сможет оплатить платежное требование.
При создании платежного требования высылать клиентам Параметр настройки уведомления клиентов о созданных платежных требованиях.

Возможные значения:
Уведомление по номеру телефона - для уведомлении по SMS;
Email - для уведомлении по электронной почте.
Телефонусловно обязательный
Номер телефона клиента. Поле обязательно к заполнению, если требуется уведомлять клиентов о создании платежного требования по SMS.
Рекомендуется передавать как 12 цифр номера, без символов + и -.
Emailусловно обязательный
Адрес электронной почты клиента. Поле обязательно к заполнению, если требуется уведомлять клиентов о создании платежного требования по электронной почте.
Имя Имя клиента.
Отчество Отчество клиента.
Фамилия Фамилия клиента.
Город Город клиента.
Адрес Адрес клиента.

Загрузить файл со счетами в ЕРИП

В отличие от описанного выше способа создания счетов в ЕРИП, данный вариант взаимодействия с ЕРИП позволяет выгружать списки счетов для создания их в ЕРИП.

Для этого выполните следующие действия:

  1. Подготовьте файл данных счетов согласно описанию ниже.
  2. Войдите в https://merchant.bepaid.by.
  3. Перейдите на страницу вкладки ЕРИП.
  4. Выберите в открывшейся форме в параметре Тип значение Файл.
  5. Нажмите Выберите файл для загрузки файла с данными счетов.
  6. Нажмите Создать.

Система создаст платежные требования, направит их в ЕРИП и отошлет уведомления клиентам, если такая опция была выбрана.

Если в какой-то строке файла есть ошибка формата или возникла ошибка при регистрации данного требования в ЕРИП, то данная строка будет выведена на страницу вместе с сообщением об ошибке.

erip form file

Для загрузки данных счетов необходимо подготовить файл формата .csv или .txt, каждая строчка которого содержит данные отдельного счета.

Вы можете создать и загружать файла с двумя типами данных:

Файл со счетами

Файл с данным счетов должен иметь следующий формат:

номер счёта|фамилия|имя|отчество|адрес плательщика|сумма к оплате|описание платежа|тип платежного требования|кол-во счётчиков|уведомление|номер телефона|email
Параметр Описание Примечание
Номер счета Номер счёта ли заказа для оплаты в ЕРИП.
Фамилия Фамилия клиента.
Имя Имя клиента.
Отчество Отчество клиента.
Адрес плательщика Адрес клиента.
Сумма к оплате Стоимость продукта или услуги к оплате клиентом. Указывается с разделителем . или ,.
Чтобы клиент сам мог ввести сумму счета, укажите сумму 0.
Описание платежа Описание продукта и услуги.
Тип платежного требования Тип платежного требования.

Возможные значения:
0 - одиночное платежное требование. Если параметр не прислан, то значение устанавливается по умолчанию;
1- постоянное платежное требование. Пользователь сможет оплачивать его несколько раз.
Количество счетчиков Количество счетчиков измерения указанной услуги. Укажите пустое значение или 0, если не применяется.
Уведомление Тип уведомления клиента.

Возможные значения:
sms - уведомление клиентов при создании платежного требования по SMS;
email - уведомление клиентов при создании платежного требования по электронной почте;
пустое значение параметра - уведомления клиентам не будут рассылаться. Устанавливается по умолчанию.
Номер телефона Номер телефона клиента. Обязательный параметр, если требуется уведомлять клиентов по SMS.
Должен быть передан как 12 цифр номера, без символов + и -.
Email Адрес электронной почты клиента. Обязательный параметр, если требуется уведомлять клиентов по электронной почте.

Информация может быть прислана частично, но обязательно сохраняйте разделители |.

Пример содержания файла с данными двух счетов
ИИ123|Иванов|Иван||пр. Дзержинского, 104, г. Минск|25.00|Оплата по договору ИИ123 |||sms|375291234567||
892|||||1,50|Оплата заказа 892||||||

Файл со счётчиками

Кроме загрузки единичных счетов, возможно загрузить показания счётчиков и принимать платежи по их показаниям.

Файл с данным счетов должен иметь следующий формат:

номер счёта|фамилия|имя|отчество|адрес плательщика||описание платежа|1|кол-во счётчиков|уведомление|номер телефона|email|название счётчика 1|единица измерения счётчика 1|разрядность счётчика 1|текущие показания счётчика 1|стоимость единицы измерения счётчика 1|название счётчика 2|единица измерения счётчика 2|разрядность счётчика 2|текущие показания счётчика 2|стоимость единицы измерения счётчика 2|...

Параметры данных файла со счетчиками идентичны параметрам данных файла со счетами, но имеют дополнительные поля, описанные в таблице ниже.

Параметр Описание Примечание
Название счетчика Название счетчика или описание вида услуги.
Единицы измерения счетчика Единицы измерения счетчика по оказываемой услуге.
Разрядность счетчика Разрядность счетчика.
Текущие показания счетчика Текущие показания счетчика.
Стоимость единицы измерения счетчика Стоимость единицы измерения счетчика.

Параметры счетчика должны указываться для каждого отдельного счетчика, если их несколько.

Информация может быть прислана частично, но обязательно сохраняйте разделители |.

Пример содержания файла на приём оплаты за воду по двум счётчикам
С61|Агулина|Ирина|Чеславовна|г. Глубокое, ул. Ленина, 137-61||Оплата водоснабжения|1|2|sms|375291234567||Холодная Вода|m3|4|123|0.8338|Горячая Вода|m3|4|456|0.8338
Создание файла данных для загрузки с помощью Excel

Предположим, что вы формируете счёта в Excel и ваша таблица имеет такой вид:

excel table

Для преобразования таблицы формата XLSX в файл формата CSV выполните следующие действия:

  1. Если ваш XLSX-файл имеет название столбцов (как на примере выше), удалите названия.
  2. Сохраните файл в формате CSV. При возникновении затруднений, воспользуйтесь следующей инструкцией.
  3. Откройте сохраненный CSV-файл в текстовом редакторе и замените разделители полей в файле на |.
  4. Сохраните файл.